Информационные технологии при прогнозировании покупательного поведения

Сегодня среди предприятий розничной торговли активно развивается третья волна инновационной трансформации. Ее двигателями являются инновационные решения, которые позволяют отслеживать перемещения людей в режиме реального времени – с момента их входа в магазин, прохождения различными отделами, выбора товаров, до момента расчета за покупки. Таким образом, новые технологии помогают фиксировать изменения потребительской мотивации, как в определенном временном промежутке, так и в плоскости различных групп покупателей, что позволяет управлять их покупательным поведением. Данная информация используется для прогнозирования тенденций в предпочтениях потребителей, определения ассортимента товаров, ценообразовании и разработке промоакций с целью повышения товарооборота торговых заведений. Кроме того, в результате внедрения инноваций в последние десятилетия в области произошло успешное применение нескольких ритейл-технологий, которые помогли компаниям уменьшить операционные расходы. В частности, технологии самообслуживания при расчете за покупку позволили уменьшить численность персонала, работающего в кассово-расчетных узлах. Использование кросс-докинга снизило уровень товарных запасов, CPFR-технология (совместное планирование, прогнозирование и пополнение ресурсов) привело к сокращению расходов на поставку, а RFID-технология обеспечила уменьшение затрат на отслеживание местонахождения товара и управления товарными запасами. По данным Sainsbury (Великобритания), благодаря RFID-этикеткам удалось сократить время получения товаров с 2,5 часа до 15 минут.

Информационные технологии при прогнозировании покупательного поведения
Информационные технологии при прогнозировании покупательного поведения

По нашему мнению, существует три ключевых фактора инновационного развития, оказывающих влияние на формирование региональных розничных сетей, в частности:

• Скачкообразное увеличение объема фундаментальных знаний, которое способствует поступление в торговую отрасль базисных нововведений (ЭВМ, Интернет и др..)

• Наличие потребительского спроса на нововведения (дефицит времени у потребителей стимулировал внедрение POS-систем, которые обеспечили возможность сканирования штрих-кода (UPC), что существенно ускорило процесс совершения покупки, постоянная потребность в повышении операционной эффективности розничных операторов повлекла внедрения CPFR-технологии, которая способствует сокращению затрат на поставку, RFID – технологии, которая оптимизировала управление товарными запасами);

• Отношение государства к инновационному развитию экономики (финансирование фундаментальных исследований, мотивации торговых организаций к ускоренному внедрению мировых достижений НТП в торговую отрасль; инфраструктурная поддержка реализации инноваций).

Факторы инновационного развития, которые влияют на формирование региональных розничных торговых сетей

Следует заметить, что активизируя и корректируя действие этих факторов, можно влиять на темпы инновационного развития региональных розничных сетей. Мы считаем, что особую роль в данном процессе должно сыграть государство путем:

• прямого финансирования бюджетных научных учреждений на проведение исследований и прикладных разработок;

• непрямого финансирования, направленного на создание благоприятных условий для осуществления инновационных проектов, за счет льготного кредитования и налоговых льгот (освобождение от уплаты налогов исследовательских работ, изменение базы налогообложения, снижение ставок налогов, предоставления налоговых кредитов);

• развития патентного права;

• развития и поддержки системы инновационного образования в стране (включение в программы общего и высшего образования тем по развитию инновационных знаний, финансирование курсов по повышению квалификации и тренингов для работников и менеджмента торговых организаций);

• создание в стране атмосферы новаторства (PR, реклама, организация конкурсов, награждение лучших новаторов государственными наградами и т.д.).