Skip to content

Оптимальная транспортная логистика для интернет-магазина

Один из способов снизить транспортные затраты интернет-магазина – правильно подойти к выбору марки автомобилей для собственного автопарка, при этом следует учитывать ремонтопригодность, расход топлива, грузоподъемность и предполагаемые затраты на ТО и ремонт.

Врезка:

Пытаясь сэкономить на покупке автомобилей, компания «Х» приобрела несколько автомобилей китайского производства. Автомобили изначально показали себя с хорошей стороны, имели небольшой расход топлива и достаточную грузоподъемность. Но после 50 тысяч километров пробега на всех автомобилях начали выходить из строя элементы ходовой части. Первые неожиданности начались после заказа по каталогу необходимых оригинальных запасных частей, например, пришедшие амортизаторы физически не подходили к данным автомобилям, не соответствовал не только их размер, но и посадочные отверстия. В результате компания осталась без нескольких автомобилей, которые стояли в ожидании повторно заказанных запасных частей.

В период пиковых продаж, может сложиться ситуация, когда собственный автотранспорт интернет-магазина не сможет справляться с увеличенным потоком заказов, в таком случае придется обращаться к компаниям, которые предоставляют курьерские услуги. В такой ситуации следует быть особо внимательным при организации маршрутов доставки, и рассчитывать, на каких направлениях целесообразно использовать собственный транспорт, а для каких аутсорсинг.

Врезка:

Примером нерационального использования смешанного способа доставки товаров дистрибьюторам может служить Торговый дом «А». Компания имела парк из 35 развозных автомобилей для доставки продукции по городу и области и две большегрузных машины для доставки по стране. Работа развозных автомобилей была налажена должным образом и нареканий не вызывала, транспортные затраты были сведены к приемлемому минимуму. А вот с доставкой по стране были определенные проблемы. Торговый дом помимо собственного транспорта пользовался услугами сторонних транспортных компаний. Некоторые направления доставки ТД «А» считались у перевозчиков «депрессивными», «холостой» пробег в обратном направлении до места загрузки мог составлять 250-300 километров. В связи с этим стоимость фрахта включала оплату «холостого» пробега. Для того, чтобы снизить транспортные затраты на доставку продукции по стране были произведены следующие действия:

1. Произведены расчеты затрат на доставку товаров по «депрессивным» направлениям собственным транспортом, автомобилями 10 и 20 тонн

2. Произведено сравнение собственных затрат с расходами на оплату наемного автотранспорта. Выяснилось, что по разным направлениям затраты на доставку продукции наемным транспортом выше на 15-20%. Даже с учетом «холостого» пробега собственного транспорта в обратном направлении, его использование оказалось более выгодным.

3. Для оптимизации транспортных затрат был разработан график поставок товаров собственным транспортом по «депрессивным» направлениям.

Оптимальная транспортная логистика для интернет-магазина Еще одним из способов уменьшения транспортных затрат является внедрение на собственном автотранспорте системы GPS-контроля/мониторинга. Такие системы позволяют снизить затраты за счет исключения использования водителями транспорта в личных целях и контролировать расход горючего, а также оптимизировать маршруты и повысить безопасность доставки товаров. Также системы GPS-мониторинга позволяет повысить безопасность движения транспорта за счет контроля скоростного режима. Компании, занимающиеся установкой систем GPS-контроля, утверждают, что внедрение системы позволяет снизить затраты на 20-30%. На самом деле на уровень снижения затрат сильно влияет деятельность предприятия, и то, как налажена транспортная логистика. Для некоторых компаний снижение затрат может превышать 40-50%.

Врезка:

Во время внедрения системы GPS-контроля на развозных автомобилях ТД «А», менеджер, который занимался наладкой системы, рассказал, как проходило тестирование системы в строительной компании, которая установила ее на собственный транспорт, самосвалы и автобетоносмесители. Причем следует заметить, что систему устанавливали без уведомления водителей. В первый же день во время тестирования системы, в присутствии руководства компании, были выявлены два автобетоносмесителя, которые «сливали» бетон «на сторону». Проведенное службой безопасности компании расследование показало, что водители компании регулярно делали «левые» ходки и приносили компании значительные убытки. В то же время внедрение системы GPS-контроля на развозных автомобилях ТД «А» принесло к снижению транспортных затрат всего на 5-7%. Оптимально организованные маршруты доставки и заинтересованность водителей и экспедиторов в своевременной доставке продукции, зарплата экипажа состояла из ставки и % от стоимости вывезенного товара, позволили свести транспортные затраты к минимуму, а снижение затрат произошло за счет предотвращения редких случаев использования транспортных средств в личных целях – по пути на «базу» водители иногда заезжали домой пообедать.

Одной из проблем, которая возникает при внедрении систем GPS-контроля на транспорте компаний, является противодействие водителей установке приборов на их рабочие автомобили Проблема имеет два аспекта, материальный – система исключает использование водителями транспорта в личных целях и контролировать расход горючего, и психологический – человек считает, что ему не доверяют, и это его оскорбляет. На самом деле, если мотивационная система водителей и экспедиторов построена правильно, и перед установкой GPS-контроля руководством компании проведена разъяснительная работа, то таких проблем, чаще всего не возникает.

Врезка:

Перед внедрением GPS-контроля на все развозные автомобили ТД «А», руководство компании решило протестировать систему на одной машине. На третий день после установки, водитель повредил GPS-блок. Эксперты компании-поставщика оборудования быстро установили, что GPS-блок вышел из строя из-за внешнего вмешательства, в результате чего с водителя была вычтена стоимость оборудования, и он был уволен. В частной беседе с представителями компании-поставщика они рассказали, что такая ситуация имеет место в 20-25% случаях установки систем GPS-контроля. Водители применяют достаточно изощренные методы порчи оборудования, начиная от поломки антенн и заканчивая применением кислоты и электрошокеров. Перед установкой оборудования на остальные автомобили, с водителями была проведена разъяснительная беседа о бесполезности порчи оборудования и преимуществах, которые предоставляет система, после чего случаи вандализма не наблюдались.

Оптимальная транспортная логистика для интернет-магазинаВыводы

Для оптимизации транспортных затрат интернет-магазина, как и любого другого предприятия, нет готовых рецептов. В каждом конкретном случае требуется учитывать большое количество индивидуальных факторов – географическое положение собственного склада (если он есть), расположение поставщиков, наличие собственного транспорта или пользование услугами сторонних курьерских компаний, в конце концов, собственные автомобили какой марки использует интернет-магазин, ведь расход топлива и затраты на ремонт вносят значительный вклад в транспортные затраты. Также стоит помнить, что на сокращение транспортных затрат прямо или косвенно, в зависимости от конкретной ситуации, влияет складская логистика. Внедрение на складе правильно подобранных стеллажей, соответствующей складской техники (штабелеров, погрузчиков и т.д.) и системы учета позволяет сократить не только складские, но и транспортные затраты.