Создание эффективного авторского медиатекста

Мультимедийный текст – это особый тип текста, который сохраняет типологические черты, характерные для традиционного журналистского текста: дает надежное знание об изменениях действительности.

Однако по своему происхождению он является производным аудиовизуальных искусств и новейших информационных технологий, поэтому у него свой набор выразительных средств. Это позволяет говорить о том, что в медиатексте тема раскрывается с помощью различных медийных платформ – вербального текста, фотографии, аудио-, видео-, графики, анимации и других производных от них форм.
Кроме того, передача факта в интернет-версиях не ограничивается последовательной подачей новости, а затем аналитикой. Интернет дает возможность освещать событие оперативно и параллельно: новостная заметка, фотоматериал, видеоблок или инфографика, ссылки на аналитические материалы. Причем в интернет-материалах, в отличие от традиционных СМИ, упор делается не только на содержании текста, шрифте, стилистических особенностях, но и на мультимедийных формах – фотогалереях, видеороликах, фоторепортажах и ссылках, сопровождающих текст.
Все это делает возможным говорить о медиатексте как объемном многоуровневом явлении, особенности которого определяются его производством и каналом распространения. Медиатекст вызывает сегодня многочисленные научные дискуссии, несмотря на то, что «медиа» как способ коммуникации достаточно давно присутствуют в массовом сознании (к «медиа» относятся книги, кино, музыка и т. д.).
Дискуссионность медиатекста вызвана его многоуровневостью. С одной стороны, медиатекст рассматривают как устойчивую систему параметров с точки зрения характерных особенностей производства, канала передачи и лингвоформативных признаков, с другой стороны, исследуют как продукт коммуникационной культуры, который является единицей коммуникации.
Но и в первом, и во втором случае медиатекст характеризуется особым типом автора. Традиционно медиатекст рассматривался как сообщение, сегодня он направлен прежде всего на общение с аудиторией, на установление определенных связей с ней, в основе которых находится индивидуально-эмоциональное взаимодействие.

Взаимодействие «автор-аудитория» сегодня это уже не столько коммуникация, сколько индивидуально-эмоциональная общность, некое непринужденное речевое общение, которое в первую очередь характеризует самого автора. Автор в тексте, как правило, может находиться в одной из двух ипостасях: как человек социальный, а также как человек частный. Автор современного медиатекста в большинстве случаев выступает как частное лицо. Сегодняшний автор стремится быть ближе к аудитории, понятнее ей. Это проявляется в выражении автором своей личной позиции по отношению к событию, причем без какого-нибудь его общественного означивания. Одно из характерных проявлений автора как частного лица заключается в особенностях его речи: письменной разговорной, обладающей характеристикой устной речи. Надо сказать, что эта речь сложилась в Интернете, там, где она в основном обслуживает сервисы, блоги, форумы, чаты и т. д. скачать модели оружия для css Несмотря на то, что авторами таких сетевых текстов являются непрофессионалы, их речь оказывает большое влияние на речь профессиональных авторов.
Есть еще одна интересная сторона во взаимоотношении автора и аудитории. В процессе передачи информации адресант часто нарушает идентичность собственной языковой личности в сторону языковой личности адресата.
Таких случаев сегодня предостаточно в СМИ. Так, например, один из подзаголовков статьи «Саратов должен быть разрушен» («Русский репортер») был дан с использованием сниженной лексики («Порвать жопу»), который, судя по всему, был навеян адресанту стилистикой адресата. В репортаже речевую тональность аудитория задала автору в самом начале их общения: «…Возвращаясь уже в гости в родной город Засратов, вы так же как и все жители бросите бумажку в …».
Следующей особенностью речевого поведения автора является личностно-ориентированное общение, которое проявляется в устранении границ между журналистами и читателями, в налаживании между ними межличностных связей, в выстраивании доверительного общения. Так, на сайте «Новых Известий» раздел «Экономика» начинается с обращения к читателю, в котором подчеркивается индивидуальная направленность текста, это стремление редакции найти контакт с аудиторией, используя разговорную лексику:

«Новости экономики сегодня важнее любых других новостей – на дворе кризис. Но какие бы новости сегодня ни приходили, едва ли не все население страны знает, говорят далеко
не всю правду, дела, наверняка, хуже, чем о них рассказывают».

Сегодня мы уже можем говорить о том, что наметилась тенденция к персонализации коммуникации, к укреплению позиции автора текстов, выросла заинтересованность в диалоге участников коммуникации. Такое взаимодействие автора текста с адресатом стало возможно во многом благодаря интерактивности. Сначала в новых СМИ, а затем и в традиционных средствах массовой информации адресат и адресант сообщения вступают в субъектносубъектные отношения между собой, становясь реальными участниками общественного диалога и демонстрируя перманентное движение к правде. Так, например, газета «Ведомости», прежде чем дать материал в печать, помещает его на сайте газеты, для того чтобы вызвать реакцию аудитории (комментарии, опросы, форумы и т. д.), по которым в дальнейшем происходит корректировка текста для бумажной версии газеты. Авторы «Русского репортера» ведут постоянный диалог с аудиторией как в ходе подготовки материала, так и после его опубликования.
Установка на разговорность, которая зачастую выражается в неофициальности, непринужденности, а порой и в бытовом характере общения, позволяет в наибольшей степени диалогизировать авторское слово. Подавляющее большинство современных медиатекстов и по оформлению, и по форме создания, и по форме воспроизведения представляют собой «мультимодальные» тексты, т.е. в них помимо лингвистического компонента начинает играть заметную роль визуальное сопровождение – фото, видео, которые сегодня присутствуют в любом тексте, во многом влияя на автора. Визуализация реальности становится основой любого отображения действительности.

В этом вопросе проще и естественнее ведут себя телевизионные журналисты, которые работают с картинкой. Сложнее приходится газетчикам, но и они, особенно журналисты, работающие в журналах, создают визуальный ряд. Поэтому все чаще в журналистских текстах в последнее время появляются фотографии или словесные картинки, которыми журналисты оперируют в процессе выполнения задач. В условиях медиареальности слова уже не являются основным содержанием, они выступают средствами выражения преобразованных образов, поэтому метафора активно используется сегодня журналистами как средство визуализации текста и как средство выражения отношения к определенному событию или явлению.
Образ, используемый в медиатексте, дает знание не об обособленных изолированных сторонах действительности, а позволяет представить целостную картину некоторого участка действительности. Картинка на уровне мысли в печатных СМИ – это способ визуализации.
В современном медиатексте важен не идейный образ автора как такового, а автор как самостоятельная личность – его взгляды, чувства, устремления, его личная общественная позиция, личностные качества, которые автор может проявить только в диалоге с аудиторией. Именно эта новая ипостась автора во многом и создает тип текста, сложный продукт, средство коммуникации, в котором совмещаются сознание говорящего (адресанта) и слушающего (адресата).