СЕРГЕЙ ПЕТРЕНКО: «МММ наши люди научились различать, а поисковая оптимизация — дело новое, неизвестное»

Родился 27 августа 1974 года в Баку. В 1996 году закончил Днепропетровский государственный технический университет железнодорожного транспорта по специальности «Организация перевозок и управление на ж.д. транспорте». Работал на железной дороге — дежурным по станции, главным инженером станции Одесса-Сортировочная, начальником техотдела Одесского региона, начальником станции Одесса-Товарная. С 2002 года — частный предприниматель.
Женат, двое сыновей. Играет на гитаре, раньше даже песни писал.
Публиковался в «Компьютерре», «Интернет-маркетинге», онлайновых изданиях.

Дмитрий Иванов. Правда, что ты живешь на Малой Арнаутской?

Сергей Петренко. Строго говоря, я живу в доме на углу Екатерининской и Малой Арнаутской, но окна выходят именно на Малую Арнаутскую, да и вход в дом с нее.

Д.И. Ощущается ли литературная слава этой улицы?

С.П. А как же. Вот пару лет назад накрыли контрабандистов в соседнем квартале :).

Д.И. Тебе нравится жить в Одессе?

С.П. Нравится. Иногда Одессу можно назвать «большой маленький город», где за миллионом людей все равно виден каждый человек.

Д.И. Не думал перебираться, например, в Москву?

С.П. В Москву точно нет. Всей семьей перебираться в другое государство — зачем это надо? В Киев переехать — более возможный вариант, но тоже пока только фантазия.

Д.И. Вопрос дипломированному железнодорожнику: приходилось ли работать по специальности?

С.П. Да, шесть лет после окончания института на разных должностях. Я работал дежурным по станции, главным инженером станции, начальником технического отдела отделения дороги и ушел с должности начальника станции Одесса-Товарная.

Д.И. Пригодился ли потом этот опыт?

С.П. Моя специальность называется «Организация перевозок и управление на ж.д. транспорте», то есть из нас изначально готовили менеджеров. А потом, хочешь не хочешь, приучаешься руководить.

Д.И. Что тебя подвигло прервать такую карьеру?

С.П. Прежде всего, начали развиваться интернет-проекты, стало невозможно совмещать их с работой. Хобби стало становиться работой, причем более выгодной, чем официальная. Кроме того, я достиг определенного уровня и не хотел этим больше заниматься. Скажем так, это не самая простая профессия.

Д.И. Есть ли что-то общее между железнодорожной и сетевой маршрутизацией? 😉

С.П. Разумеется. Только в роли роутеров сидят люди :). В действительности я всегда с удовольствием занимался информационными технологиями, которых на железной дороге более чем достаточно — системы передачи информации, АРМы, базы данных, электронный документооборот.

Д.И. Когда ты начал работать в сети?

С.П. В 1999 году.

Д.И. Что было твоим первым интернет-проектом?

С.П. В 2000 году я сделал небольшой сайт на бесплатном хостинге, посвященный аудиофильским темам. Я тогда как раз строил себе домашний кинотеатр, экспериментировал, читал много чего, вот и получился такой сайт. Потом я его начал
раскручивать, быстро прошел стандартные приемы и с головой окунулся в поисковики. Ну, и появился Searchengines.ru.

Д.И. Тот аудиофильский сайт сохранился?

С.П. Увы, давно пропал. Бесплатные хостинги — вещь ненадежная :).

Д.И. Говорят, на заре карьеры оптимизатора ты занимался adult-ресурсами. Было такое?

С.П. Было такое. Очень полезный опыт.

Д.И. Сегодня можно сказать, что Searchengines.ru состоялся как социально значимый проект, важность которого для рынка растет с каждым годом…

С.П. Спасибо за комплименты.

Д.И. …Расскажи об истории проекта.

С.П. Датой запуска форума по поисковым системам я привык считать 23 октября 2000 года. Впрочем, буквально через пару дней администратор форума besplatno.ru Сергей Осипов предложил перенести форум на его хостинг, благо он давал гораздо больше возможностей — все-таки платный. Я с радостью согласился. В течение двух недель форум постепенно наполнялся сообщениями, росло число участников.
В середине ноября 2000 года я, несколько удивившись собственному нахальству, послал приглашения поучаствовать в работе форума на публичные адреса администраторов Яндекса и Рамблера, чуть позже — Меты. Адреса администратора Апорта я, насколько помню, так и не нашел. Ответ на письмо в Яндекс пришло достаточно быстро и было подписано абсолютно неизвестной мне фамилией «Сегалович». Лишь позже я узнал, что мне ответил Главный программист Яндекса. В достаточно жестком тоне автор письма указывал, что Яндекс никогда не будет манипулировать выдачей, назвал работу по оптимизации «шаманством» и порекомендовал заняться продажей контекстной рекламы на Яндексе. Ответ же из Рамблера, пришедший позже, поражал желанием сотрудничать, впрочем, имя автора письма Игоря Ашманова мне тоже ничего не говорило. Больше говорила подпись, в которой значилось «Директор Управления технологий, компания Рамблер». Появление Игоря Ашманова на форуме обеспечило солидный поток вопросов к нему, к тому же, как выяснилось позже, привело к появлению на форуме и работников Яндекса. Чуть позже на форум подтянулся Апорт в лице рукововодителя проекта Михаила Костина.
К 2001 году форум начал превращаться в сайт. Дабы привлечь посетителей из поисковиков, я начал писать статьи, сначала переводные, и выкладывать их на сайт. Статьи быстро индексировались, быстрее, чем форум, по крайней мере. К этому времени я довольно близко познакомился с автором англоязычного сайта Spider-Food.net, Джоном Боумэном, и попросил его разрешения на перепечатку статей с его сайта. Он согласился, даже дал доступ по FTP к его сайту и разрешил использовать графику. Благодаря любезной помощи Сергея Осипова я зарегистрировал отдельный домен — searchengines.ru. Две недели я потратил на перевод статей Боумэна, купил хостинг и 18 января 2001 года форум вместе с новым сайтом открылся на новом домене.
Дальнейшая история сайта может быть обозначена несколькими ключевыми событиями: в ноябре 2002 года прошла первая конференция по оптимизации, взрывообразный рост популярности форума привел к тому, что в 2004 году сайт целиком вышел на окупаемость (хотя такая задача никогда не ставилась), на нем начал работать сервис консультаций.

Д.И. В твоем ответе прослеживается болезненная для оптимизаторов тема взаимодействия (или противостояния?) с поисковиками. Существует мнение, что интересы оптимизаторов и поисковиков кардинально отличаются, поскольку первые делают бизнес на искажении результатов вторых. Говорят также, что оптимизаторы бывают разноцветные — белые и черные: уважаемые профессионалы и отщепенцы, предлагающие «взлет ракетой»…

С.П. Особого противостояния с поисковиками нет. Бизнес оптимизатора заключается отнюдь не в искажении результатов поисковиков, а в правильном оформлении сайта клиента — так, чтобы он читался, имел внятное оформление, чтобы на него ссылались и т.д. Как-то я приводил такой пример — если представить сайт в виде кучи бумажных страниц, то оптимизатор эти страницы переписывает, проставляет названия у глав, составляет оглавление… Короче говоря, делает из кучи страниц книгу.
Естественно, что после этого сайт лучше находится. Обвинения в искажении, как правило, вытекают из того, что довольно часто грамотно сделанный сайт небольшой фирмы успешно конкурирует с сайтом лидера рынка, например. Возникает иллюзия — оптимизаторы могут кого угодно вывести в лидеры. Увы, нет. Просто тот же Яндекс индексирует веб и не может учесть при расчете релевантности наличие у фирмы офиса на Тверской, гигантскую сеть филиалов по всему СНГ, объем продаж в последнем квартале и всё такое прочее. Он оценивает информационную ценность сайта. И тут выясняется, что сайт лидера оформлен невнятно, контент почти отсутствует, а небольшая фирма не просто сообщает о своих услугах, но и подробно рассказывает, в чем они заключаются и какие выгоды получит клиент.
Какие-то проблемы между поисковиками и оптимизаторами, безусловно, есть. С обоих сторон стоят живые люди, они совершают какие-то действия, эти действия не всегда можно формализовать и исключить влияние человеческого фактора. Но глобальность конфликта, как правило, сильно преувеличивается.
А что до всякого рода «взлетов», то они ничем не отличаются от всяких схем «Вложи копейку и будешь иметь сто долларов», которых полно в обычной жизни. Просто МММ наши люди научились различать (и то, надо отметить, далеко не сразу), а оптимизация — дело новое, неизвестное.

Д.И. Как ты оцениваешь сегодняшнее место поисковой оптимизации на интернет-рынке?

С.П. Сегодня это полноправный метод продвижения сайта, который всё чаще входит, так сказать, в базовую программу продвижения в Сети.

Д.И. Каков объем этого рынка?

С.П. Объем оценить сложно — очень много мелких субъектов рынка, зачастую оптимизация предлагается в пакете с контекстной рекламой или другими видами рекламы. Думаю, что за два миллиона в год мы уже перевалили.

Д.И. Как бы ты охарактеризовал аудиторию Searchengines.ru? Зачем люди
приходят на сайт?

С.П. Аудитория Searchengines.ru — пестрая и неоднородная. Тут и профессиональные оптимизаторы, которых становится всё больше, вебмастеры, которые сами занимаются продвижением своего сайта, сотрудники рекламных агентств, владельцы некоммерческих сайтов, просто заинтересованные в оптимизации люди — есть, например, раздел «Работа для вебмастера», где можно разместить объявление о найме на работу. Специалисты приходят обменяться мнениями по профессиональным проблемам, иногда — просто поболтать, для чего есть «Курилка». Остальные, вероятно, ищут ответов на вопросы.

Д.И. Как становятся профессиональными оптимизаторами?

С.П. По-разному. Кто-то начинает с персонального сайта или сайта фирмы и постепенно расширяет «зону действия». Кто-то приходит из обычной онлайн-рекламы, кто-то применяет теоретические познания о поиске…

Д.И. Как ты видишь будущее этой профессии?

С.П. В будущем, я думаю, оптимизатор будет представлять из себя консультанта по всем вопросам продвижения сайтов, не только по поисковым. Мне уже все чаще поступают запросы на такие услуги.

Д.И. Сколько сейчас человек работает на Searhengines.ru? Кто чем занимается?

С.П. Я — администратор, главный редактор, менеджер по продажам рекламы и прислуга :), Александр Скребнев — главный системный администратор, Максим Дмитриев — редактор отдела новостей. Это не считая пары десятков модераторов форума, работающих абсолютно добровольно и бесплатно.

Д.И. Живя в Одессе, с какими заказчиками ты больше работаешь — из России или из Украины?

С.П. Из России. Просто рынок больше, как сам Рунет по сравнению с Укрнетом. Хотя заказчики из Украины тоже есть.

Д.И. Насколько ты ощущаешь свое дело частью украинского интернет-бизнеса?

С.П. Вот именно как часть украинского интернет-бизнеса — не рассматривал и не ощущал до сих пор. Себя, как украинского предпринимателя и участника здешней интернет-тусовки — да, вполне представляю.

Д.И. В чем специфика украинского сектора сети?

С.П. Да я бы не сказал, что тут есть какая-то специфика. Разве что есть некоторое отставание от, скажем так, московско-питерского сектора Рунета, где широко развита электронная коммерция, успешно налажена инфраструктура и так далее. Вместе с тем, это отставание успешно преодолевается.

Д.И. Предполагаю, что оптимизаторы чувствуют малейшие изменения на рынке поисковых систем. Как ты оцениваешь итоги 2004 года в области веб-поиска?

С.П. Самое заметное — это потеря своих позиций Апортом. На его место встал Mail.ru. Яндекс с Рамблером сохранили свои позиции. А в остальном — революций не происходило.

Д.И. Во многих странах национальные поисковые системы уступили место глобальным, в первую очередь Гуглу. Как ты оцениваешь шансы российских и украинских поисковиков устоять в борьбе за пользователей с Google, Yahoo и MSN?

С.П. Эти шансы намного выше, чем, скажем, у французских или немецких поисковиков. Причин несколько:
1. Абсолютно разные языки. Качественный поиск на русском — это не то же самое, что качественный поиск на английском.
2. Низкая языковая культура пользователей. Если человек не нашел в Рунете того, что ищет, в подавляющем большинстве случаев глобальность Гугла ему никак не поможет, потому что он попросту не знает английского.
3. Западные поисковики уже изрядно опоздали с приходом сюда. И они до сих пор не видят коммерческой выгоды от такого прихода.